Scientific journal
Scientific Review. Agricultural sciences

ANALYSIS OF THE EGG MARKET IN THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT: CURRENT TRENDS AND GROWTH POINTS

Zaytseva E.A. 1 Polunina N.Y. 1 Popova E.A. 1
1 NIIEOAPK TCHR - branch of Federal Government Budgetory Scientific Institution «Voronezh Federal Agricultural Scientific Centre named after V.V. Dokuchaev»
The egg market is a small segment of the Russian food market. At the same time, eggs play an important role in ensuring optimal human nutrition due to their high nutritional value. The authors of the article analyzed the egg market in the central Federal District. As a result, the production of eggs in the Central Federal District is considered, where in 2021 the largest production is in the Yaroslavl, Belgorod and Ryazan regions. Studies have shown that egg production and consumption per capita increases every year in almost all regions in the Central Federal District by an average of 1.1-1.2 times, but egg consumption remains below the rational norm (260 pcs.). The authors also noted that in areas with intensive production and high density of production resources (Belgorod, Kostroma, Ryazan and Yaroslavl regions) there is a correspondingly high level of self-sufficiency. In the article, based on the determination of the level of self-sufficiency, the degree of saturation and the volume of consumption, a map of the positioning of eggs of the Central Federal District is compiled. The main trends and potential growth points in the development of the egg and poultry market in the next few years are listed.
egg market
central federal district
production
self-sufficiency level
positioning map
development trends

Введение. Куриные яйца входят в каждодневный рацион большинства граждан России, обеспечивая организм хорошо усваиваемым белком, витаминами, аминокислотами и другими полезными веществами. Благодаря созданному потенциалу в птицеводстве по важнейшим стратегическим направлениям, по племенной базе, кормопроизводству (добавки), технологическому оборудованию и профессиональному управленческому потенциалу отрасли который имеет опыт работы в кризисных и чрезвычайных ситуациях, в 2022 году планируется прирост производства яиц и мяса птицы [1, 2, 3].

Цель исследования провести анализ рынка яиц в ЦФО, выявить важнейшие тенденции и потенциальные точки роста в формировании рынка яиц.

Материал и методы исследования В работе были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, классификация, конкретизация, обобщение), эмпирические (наблюдение).

Результаты исследования и их обсуждение Большая часть населения потребляет яйца ежедневно, что объясняется высокой экономической доступностью их, являясь одним из самых недорогих продуктов животноводства. Яйцо - продукт повседневного спроса, относится к среднекалорийным продуктам, благодаря чему удовлетворяет энергетические потребности организма человека в калориях. 260 штук на человека - это рекомендуемая норма потребления пищевых продуктов установлено, в нашем случае, в яйце [4, 5].

В Белгородской, Ярославской и Воронежской областях зафиксировано наибольшее производство яиц в 2010 году. Выходит, на их долю приходится 38,6% в ЦФО. А минимальное производство - в Калужской, Орловской и Тверской области. 46,2% производства яиц в ЦФО в 2021 году приходится на Ярославскую, Белгородскую и Рязанскую области. Меньшее производство яиц наблюдается в Орловской, Тамбовской и Тверской областях (таблица 1).

Значительно выросла доля Ярославской, Костромской и Рязанской областей на 7,4 п.п.; 2,4 п.п.; 0,9 п.п. и 2,2 п.п. соответственно. Таким образом, в ЦФО за 2010-2021 гг. концентрация производства яиц усилилась [6].

Как свидетельствуют проведенные исследования, среднедушевое производство значительно выросло за исследуемый период в Ярославской, Рязанской, Смоленской и Костромской областях в 1,9, 1,6 и 1,5 раз соответственно. Однако обозначается сокращение в Московской, Орловской и Тамбовской областях в 4, 3 и 2 раза соответственно. Несмотря на рост, объемы производства в среднем по ЦФО не способны полностью покрыть потребности местного населения (таблица 2).

Стоит отметить, что в целом по РФ производство яиц на душу населения превышает уровень его фактического потребления. Уровень потребления яиц на душу населения в 2021 г. в среднем по областям незначительно изменялся, за исключением Тульской области, где рост составил 152,6%. Однако среднедушевое потребление в ряде областей (Брянской, Калужской, Курской, Орловской, Смоленской, Тамбовской) и г. Москва остается ниже рациональной нормы (рациональная норма 260 шт.).

Таблица 1- Производство яиц в ЦФО и их доля

Источник: рассчитано авторами на основе данных https://www.fedstat.ru/

Таблица 2 - Производство и потребление яиц на душу населения, шт.

Источник: рассчитано авторами на основе данных https://www.fedstat.ru/

Таким образом, в областях с интенсивным производством и высокой плотностью размещения производственных ресурсов (Белгородская, Костромская, Рязанская, Ярославская) отмечается соответственно высокий уровень самообеспечения [7, 8]. Анализ уровня достаточного обеспечения демонстрирует способность товарных ресурсов удовлетворить потребности в яйцах по рациональной норме. Так, в 2021 г. данный показатель превысил 100%-й уровень во всех областях с высокоинтенсивным производством (таблица 3).

Таблица 3 – Динамика показателей обеспеченности на рынке яиц, %

Источник: рассчитано авторами на основе данных https://www.fedstat.ru/

Потребности населения ЦФО более чем на 64% покрываются ввозом в основном за счет межрегиональных связей, в 2010 г. ввезенная продукция занимала более 60% в объеме потребления яиц. На протяжении исследуемого периода отрицательное сальдо сложилось в большинстве регионах ЦФО. Положительный торговый баланс демонстрируют области с высокоинтенсивным производством.

На основе определения уровня самообеспечения, степени насыщения и объемов потребления составлена карта позиционирования яиц ЦФО (рисунок 1).

Источник: рассчитано авторами по данным https://www.fedstat.ru/

Рисунок 1 – Карта позиционирования рынка яиц на мезоуровне

Как видно из рисунка 1, в сектор «высокое самообеспечение/низкое насыщение» попал рынок Смоленской области.

В верхний правый квадрант попали регионы, в которых высокий уровень самообеспечения достигнут за счет модернизации птицеводческих комплексов, что позволило стремительно нарастить значительные объемы производства.

В нижний правый квадрат «низкое обеспечение/высокое насыщение» отнесены Воронежская, Московская и Тверская области [9, 10, 11].

Брянская, Калужская, Курская, Орловская и Тамбовская области входят в рынки с недостаточным насыщением. Здесь наблюдается также довольно низкая самообеспеченность.

Основными факторами роста рынка яйца являются:

- повышение цен на мясную продукцию как реального конкурента яиц в области обеспечения организма человека полноценными белками [12, 13, 14]; рост покупательной способности населения; стабилизация или умеренный рост цен; увеличение переработки яйца; развитие современного сектора торговли в России.

Важно отметить, что во многих регионах последнее время наблюдается заметное повышение цен на яйца. К примеру, в некоторых регионах за яйцами уже стали «выстраиваться длиннющие очереди». Проблему стали обсуждать на федеральном уровне, предлагая «ограничение наценки, увеличение производства и отмену ввозных пошлин».

Яйца дорожают из-за целого комплекса причин: рост спроса, спад в производстве, сезонность, изменение курсов валют и рост себестоимости производства, нехватка рабочей силы.

Выводы или заключение. Анализ развития рынка яиц за период с 2010 г. по 2021 г. помог нам обозначить следующие пункты:

- Белгородская, Ярославская и Рязанская области - лидеры в производстве яиц в ЦФО;

- увеличение производство и потребление яиц на душу населения по всем областям в ЦФО в среднем в 1,1-1,2 раз;

- увеличение отечественного товарного предложения на рынке яиц и сокращения импорта, трансформация структуры производства РФ;

- снижение на 0,7% продажи яиц на отечественном рынке;

- введение запретов со стороны Россельхознадзора (апрель 2021 г.) на поставки инкубационных яиц из некоторых европейских стран из-за вспышек птичьего гриппа.

Структура рынка куриного яйца в России остается стабильной, производство ежегодно растет, рынок насыщен, спрос устойчив, его главная отличительная особенность - преобладание производства и потребления яйца в натуральном виде. Повысить доходность отрасли через переработку – вещь не реальная, поскольку только сегодня порядка 90% производимого яйца сбывается в натуральном виде.

Важнейшими тенденциями и возможными точками роста в формировании рынка яиц (и мяса птицы) на ближайшую перспективу являются:

- создание российского государственного резерва кормового зерна (ГосРезервКорм);

- внедрение новейших методик селекции птицы, а также освоение современных ресурсосберегающих технологий выращивания и содержания птицы;

- организация на территории России заводов по производству биологически активных добавок (БАДов);

- внедрение цифровых систем управления производством.