Введение. Куриные яйца входят в каждодневный рацион большинства граждан России, обеспечивая организм хорошо усваиваемым белком, витаминами, аминокислотами и другими полезными веществами. Благодаря созданному потенциалу в птицеводстве по важнейшим стратегическим направлениям, по племенной базе, кормопроизводству (добавки), технологическому оборудованию и профессиональному управленческому потенциалу отрасли который имеет опыт работы в кризисных и чрезвычайных ситуациях, в 2022 году планируется прирост производства яиц и мяса птицы [1, 2, 3].
Цель исследования провести анализ рынка яиц в ЦФО, выявить важнейшие тенденции и потенциальные точки роста в формировании рынка яиц.
Материал и методы исследования В работе были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, классификация, конкретизация, обобщение), эмпирические (наблюдение).
Результаты исследования и их обсуждение Большая часть населения потребляет яйца ежедневно, что объясняется высокой экономической доступностью их, являясь одним из самых недорогих продуктов животноводства. Яйцо - продукт повседневного спроса, относится к среднекалорийным продуктам, благодаря чему удовлетворяет энергетические потребности организма человека в калориях. 260 штук на человека - это рекомендуемая норма потребления пищевых продуктов установлено, в нашем случае, в яйце [4, 5].
В Белгородской, Ярославской и Воронежской областях зафиксировано наибольшее производство яиц в 2010 году. Выходит, на их долю приходится 38,6% в ЦФО. А минимальное производство - в Калужской, Орловской и Тверской области. 46,2% производства яиц в ЦФО в 2021 году приходится на Ярославскую, Белгородскую и Рязанскую области. Меньшее производство яиц наблюдается в Орловской, Тамбовской и Тверской областях (таблица 1).
Значительно выросла доля Ярославской, Костромской и Рязанской областей на 7,4 п.п.; 2,4 п.п.; 0,9 п.п. и 2,2 п.п. соответственно. Таким образом, в ЦФО за 2010-2021 гг. концентрация производства яиц усилилась [6].
Как свидетельствуют проведенные исследования, среднедушевое производство значительно выросло за исследуемый период в Ярославской, Рязанской, Смоленской и Костромской областях в 1,9, 1,6 и 1,5 раз соответственно. Однако обозначается сокращение в Московской, Орловской и Тамбовской областях в 4, 3 и 2 раза соответственно. Несмотря на рост, объемы производства в среднем по ЦФО не способны полностью покрыть потребности местного населения (таблица 2).
Стоит отметить, что в целом по РФ производство яиц на душу населения превышает уровень его фактического потребления. Уровень потребления яиц на душу населения в 2021 г. в среднем по областям незначительно изменялся, за исключением Тульской области, где рост составил 152,6%. Однако среднедушевое потребление в ряде областей (Брянской, Калужской, Курской, Орловской, Смоленской, Тамбовской) и г. Москва остается ниже рациональной нормы (рациональная норма 260 шт.).
Таблица 1- Производство яиц в ЦФО и их доля
Источник: рассчитано авторами на основе данных https://www.fedstat.ru/
Таблица 2 - Производство и потребление яиц на душу населения, шт.
Источник: рассчитано авторами на основе данных https://www.fedstat.ru/
Таким образом, в областях с интенсивным производством и высокой плотностью размещения производственных ресурсов (Белгородская, Костромская, Рязанская, Ярославская) отмечается соответственно высокий уровень самообеспечения [7, 8]. Анализ уровня достаточного обеспечения демонстрирует способность товарных ресурсов удовлетворить потребности в яйцах по рациональной норме. Так, в 2021 г. данный показатель превысил 100%-й уровень во всех областях с высокоинтенсивным производством (таблица 3).
Таблица 3 – Динамика показателей обеспеченности на рынке яиц, %
Источник: рассчитано авторами на основе данных https://www.fedstat.ru/
Потребности населения ЦФО более чем на 64% покрываются ввозом в основном за счет межрегиональных связей, в 2010 г. ввезенная продукция занимала более 60% в объеме потребления яиц. На протяжении исследуемого периода отрицательное сальдо сложилось в большинстве регионах ЦФО. Положительный торговый баланс демонстрируют области с высокоинтенсивным производством.
На основе определения уровня самообеспечения, степени насыщения и объемов потребления составлена карта позиционирования яиц ЦФО (рисунок 1).
Источник: рассчитано авторами по данным https://www.fedstat.ru/
Рисунок 1 – Карта позиционирования рынка яиц на мезоуровне
Как видно из рисунка 1, в сектор «высокое самообеспечение/низкое насыщение» попал рынок Смоленской области.
В верхний правый квадрант попали регионы, в которых высокий уровень самообеспечения достигнут за счет модернизации птицеводческих комплексов, что позволило стремительно нарастить значительные объемы производства.
В нижний правый квадрат «низкое обеспечение/высокое насыщение» отнесены Воронежская, Московская и Тверская области [9, 10, 11].
Брянская, Калужская, Курская, Орловская и Тамбовская области входят в рынки с недостаточным насыщением. Здесь наблюдается также довольно низкая самообеспеченность.
Основными факторами роста рынка яйца являются:
- повышение цен на мясную продукцию как реального конкурента яиц в области обеспечения организма человека полноценными белками [12, 13, 14]; рост покупательной способности населения; стабилизация или умеренный рост цен; увеличение переработки яйца; развитие современного сектора торговли в России.
Важно отметить, что во многих регионах последнее время наблюдается заметное повышение цен на яйца. К примеру, в некоторых регионах за яйцами уже стали «выстраиваться длиннющие очереди». Проблему стали обсуждать на федеральном уровне, предлагая «ограничение наценки, увеличение производства и отмену ввозных пошлин».
Яйца дорожают из-за целого комплекса причин: рост спроса, спад в производстве, сезонность, изменение курсов валют и рост себестоимости производства, нехватка рабочей силы.
Выводы или заключение. Анализ развития рынка яиц за период с 2010 г. по 2021 г. помог нам обозначить следующие пункты:
- Белгородская, Ярославская и Рязанская области - лидеры в производстве яиц в ЦФО;
- увеличение производство и потребление яиц на душу населения по всем областям в ЦФО в среднем в 1,1-1,2 раз;
- увеличение отечественного товарного предложения на рынке яиц и сокращения импорта, трансформация структуры производства РФ;
- снижение на 0,7% продажи яиц на отечественном рынке;
- введение запретов со стороны Россельхознадзора (апрель 2021 г.) на поставки инкубационных яиц из некоторых европейских стран из-за вспышек птичьего гриппа.
Структура рынка куриного яйца в России остается стабильной, производство ежегодно растет, рынок насыщен, спрос устойчив, его главная отличительная особенность - преобладание производства и потребления яйца в натуральном виде. Повысить доходность отрасли через переработку – вещь не реальная, поскольку только сегодня порядка 90% производимого яйца сбывается в натуральном виде.
Важнейшими тенденциями и возможными точками роста в формировании рынка яиц (и мяса птицы) на ближайшую перспективу являются:
- создание российского государственного резерва кормового зерна (ГосРезервКорм);
- внедрение новейших методик селекции птицы, а также освоение современных ресурсосберегающих технологий выращивания и содержания птицы;
- организация на территории России заводов по производству биологически активных добавок (БАДов);
- внедрение цифровых систем управления производством.